Специфика работы с китайскими потребителями
Двадцать девятого июня ГК «Заречное» отгрузила первые три контейнера мраморной говядины (81 тонну) на экспорт в Китай. Всего по соглашению с китайской государственной компанией Shandong Hi-Speed Airport Logistic Development Co. Ltd., «дочкой» китайской Shandong Hi-Speed Group (SDHS), до октября «Заречное» поставит в ее адрес 25 контейнеров (675 тонн) своей продукции. Соглашение заключено на год с возможностью пролонгации.
Благодаря санкциям SDHS начала переговоры с «Заречным» с объема в 150 контейнеров. Но в российской компании решили пока ограничиться двадцатью пятью — чтобы отладить логистику. При этом шандунская компания вовсе не продовольственная. Она занимается инвестициями; строительством и обслуживанием скоростных автомагистралей, мостов, железных дорог, железнодорожных транзитов и гаваней; судоходством и логистикой. Присутствует в 106 странах. В частности, в России участвует в концессионном проекте по строительству и эксплуатации автомобильной дороги «Обход г. Хабаровска км 13 — км 42». SDHS, как сервисная компания, берет на себя развитие придорожной территории: сервисы, производства, торгово-логистические комплексы, гостиницы, автозаправки.
Тем не менее китайская компания искала поставщика говядины в России, для того чтобы обеспечить мясом свои бизнес-единицы. Обратиться к российским поставщикам китайцев вынудили длящиеся второй год ограничения, наложенные властями Китая по торгово-политическим мотивам на ввоз говядины из Австралии, которая традиционно была основным поставщиком этого вида мяса в страну.
Выбор, впрочем, не так велик: лишь немногие российские предприятия аттестованы для ввоза говядины на территорию Китая. Само «Заречное» получило такое разрешение в январе прошлого года. И в течение 2020 года предприятие отправляло в Китай пробные партии общим объемом 200 тонн. В результате нашлось четыре партнера, с которыми «Заречное» стало сотрудничать на регулярной основе: закупщики для оптовых каналов сбыта и фуд-сервиса. То, что на них вышла SDHC, в «Заречном» объясняют сарафанным радио: «Можно назвать его одной из самых эффективных схем налаживания бизнес-контактов с китайскими партнерами. Покупатель, пришедший по рекомендации, уже заранее настроен на позитивное сотрудничество, а это дорогого стоит». Действительно, по словам директора по развитию SDHS Ван Цзыиня, в компании «целенаправленно искали встреч с представителями завода, так как были осведомлены о добром имени и высоком качестве продукции».
Китайцы предпочитают вареное
По данным Национального союза производителей говядины, Китай с 2017 по 2020 год утроил импорт говядины, доведя его до 2,8 млн тонн. В союзе также приводят прогноз сельскохозяйственного атташе министерства сельского хозяйства США (USDA) Адама Брэнсона о том, что импорт говядины в Китай продолжит расти в 2021 году и увеличится примерно на 320 тыс. тонн, или чуть более чем на 11%, до 3,1 млн тонн. (Для справки: производство говядины в России составляет только 1,62 млн тонн.) Это связано с тем, что в Китае, где традиционно предпочитали свинину и курицу, вырос средний класс, подражающий кулинарным пристрастиям богатых стран. Впрочем, не до конца. «Моду формируют молодые люди, открытые западным продуктам и кулинарным тенденциям. При этом кулинарные традиции остались во многом без изменений: супы, жаркое, дим-самы, хот-поты. Иными словами, тушить и варить мясо. В приоритете шея, лопатка, голяшка, пашина, ребра для приготовления блюд местной кухни. Мы отправим SDHS все эти части туши в крупнокусковом виде, — сообщили в «Заречном». — На премиальные стейки, такие как рибай, Нью-Йорк (стриплойн), филе-миньон стейк (тендерлойн) и их вариации с косточкой: портерхаус, ти-боун, рибай на кости — идут спинной и поясничный отрубы. В России это самые востребованные позиции. В Поднебесную стейковая культура только приходит».
Понятно, что занять существенную долю на рынке Китая у российских производителей не получится. Но отдельные, самые крупные компании могут получить существенные бонусы. Для них, в частности для «Заречного», стабильный и долгосрочный выход на самый большой в мире по импорту говядины и быстрорастущий рынок весьма важен. Дело в том, что потребление говядины как самого дорогого вида мяса в России снижается второй год подряд на фоне падения реальных доходов населения. Правда, все еще хороший сбыт отмечается в HoReCa, но в результате коронавирусных ограничений он также может упасть. И промедление со сбытом может привести к повышению издержек у производителя. «У нас на фидлоте стоят 70 тысяч голов скота на откорме (длится шесть месяцев). Бычок набирает необходимый вес, и мы отправляем его на убой. Иначе продолжается откорм без улучшения показателей прироста мяса. Очевидно, что бычок буквально проедает бюджет», — рассказывают в «Заречном».
Конкурентоспособность российской говядины на китайском рынке определяется прежде всего ее относительно невысокой стоимостью: по некоторым данным, килограмм российской говядины может стоить примерно в полтора раз дешевле мяса аналогичного качества из других стран. Кроме того, «Заречное» поставляет в Китай мраморную говядину кукурузного откорма, который по сравнению с откормом другими зерновыми придает мясу сладковатый вкус и тонкий аромат. Американские поставщики также используют кукурузу, но в отличие от «Заречного» злоупотребляют гормонами роста, а также используют в откорме, как и в Бразилии, ГМО. Между тем в Китае уже появились потребители, придирчивые в отношении качества продуктов питания. И именно на эту нишу могут рассчитывать отечественные производители, выращивающие крупный рогатый скот.
Источник: «Эксперт». №28 2021